Перевод: Отрывок из книги «Faux Real» Роберта Канигеля

Мийоши Окамото (Miyoshi Okamoto) родился в Коука, старую столицу японских ниндзя, в 1936. В 1960 году он окончил Институт Технологий Нагоя по специальности промышленная химия и устроился работать в Торэй, в лабораторию компании на старой фабрике в Эхимэ (о. Сикоку, западная Япония).

Падал спрос на искусственный шелк Rayon, на котором поднялся Торэй. Акрил и полиэстер стали материалами будущего.

Позже Окамото был переведен на фабрику по производству полиэстера в Мишиме. Там он провел по несколько недель в каждом отделе, что дало ему понимания процесса превращения сырья в готовые волокна. Также ему было дано задание разработать новый, объемный полиэстер.

В Японию пришла мода на здания в западном стиле. Холодные и твердые бетонные полы требовали более мягких и объемных материалов, чем традиционные матрасы-татами. Окамото придумал способ производить “ультра-объемный” полиэстер, свивая его из двух различных партий, пропускаемых рядом друг с другом через специальную прядильную машину. Возьмите две нитки с разной усадкой, и получается волокно, способное виться как вам угодно.

Вскорости компания выдавала 6000 тон нового материала в год для производства более мягких, пушистых ковров и японских матрасов.

Окамото получил признание в 27 лет, проведя в компании всего три года. Не останавливаясь на достигнутом, мийоши Окамото решил получить первенство на рынке искусственных материалов, которое долгие годы удерживала компания DuPont.

В поиске вдохновения для новой разработки, Окамото обратил внимание на самые ценные натуральные материалы. Шелк был самым желанным из натуральных тканей — и самым тонким. Шерсть викуньи — нежнее чем овечья шерсть и кашемир — оценивается в 115$  за килограмм. Лучшая бумага производится из волокон коузо и коры митсумата. Изобретателя озарило, что люди ценят в натуральных материалах легкость и нежность больше всего.

Окамото заметил также, что нужно очистить натуральные материалы от чего-либо перед использованием человеком. Шелк требовал очистки от фиброиновых и серициновых волокон. Чтобы сделать кожу, нужно срезать всё со шкуры, кроме микроскопических волокон коллагена.

«Удалить лишнюю материю, получить желанный и нежный материал»

— этот принцип вывел для себя Окамото.

В 1965, работая с ассистентом, он собрал вместе нити нилона и полиэстера разной длины, смешал и набил их в тубу из толстого стекла с диаметром в дюйм и 8 дюймов длиной. Представьте себе тубу набитую сухими спагетти разного цвета. Один конец тубы формировал воронку, оканчивающуюся острым кончиком. Окамото отбил его, получив тонкое сопло. В открытый конец он вставил деревянный поршень. Внутри лежала смесь из полимерных нитей.

Он погрузил аппарат в силикон, нагретый до 300 градусов Цельсия, температуры, достаточной, чтобы нилон и полиэстер размягчились и сплавились. Далее, он мягко нажимал на поршень, выдавливая расплавленные нити через сопло. По мере давления, из сопла выходила тонкая нить. Она состояла из микроскопических нитей нилона и полиэстера, расположенных вместе и вдоль. Нить накручивалась на электрическую бобину, моментальная застывая на воздухе.

Под микроскопом было видно, что каждая микроскопическая нить состоит из 70 процентов нитей нилона и 30 процентов полиэстера. Вообщем, имело значение только то, что они были разные.
Настало время для главной процедуры: муравьиная кислота растворяет нилон, но не полиэстер.

“Под воздействием кислоты получалась нить, состоящая из десятков тысяч микроволокон полиэстера, сияющая как шелк. Нилон полностью растворялся.”

Мийоши Окамото, 1965 г.

Этот эксперимент не привел напрямую к созданию Ultrasuede (также известном как Алькантара), но позволил вывести основополагающий принцип растворения одного из компонентов волокна, чтобы получить множество микроволокон из основного материала.

“Как настоящая: Кожа и 200 лет истории имитаций”
Автор: Роберт Канигель
Опубликовано издательством National Academies Press, 2007
ISBN 0309102367, 9780309102360

Книга на Google Books

Реклама

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s